Вечерня — первое богослужение суточного круга, освящающее его начало. По Византийскому времяисчислению Вечерня соответствует первой ночной страже или по современным часам с 6 до 9 часов вечера. В праздничные дни Вечерня соединяется вместе с утреней в составе всенощного бдения (всенощной).Общий смысл Вечерни заключается в воспоминании Священной истории Ветхого Завета от Сотворения мира до пришествия в мир Спасителя. По этой причине служба Вечерни начинается с Предначинательного псалма (103-го), прославляющего Бога как Творца вселенной. Совершаемое при этом каждение знаменует действие Святаго Духа при сотворении мира, как свидетельствует Писание: «И Дух Божий ношашеся верху воды» (Быт. 1, 2). Поскольку Творение мира началось с вечера, то и суточный круг Богослужения Начинается Вечерней. Закрытие Царских врат по окончании Предначинательного псалма означает, что вскоре по Сотворении мира Адамовым преступление райские двери затворились.
Великая Ектиния, как и все остальные ектинии, т.е. сугубая, просительная и малая, кратко излагают все нужды христианского мира, испрашивая у Господа милости, помощи прежде всего в духовной жизни, а также и в различных житейских потребностях.
В полиелейные праздники далее «стихологисуется», на практике поется, I-й антифон первой кафизмы «Блажен муж», который пророчески прославляет обетованного миру Христа — Ходатая. Ко всякому стиху псалмов припевается «Аллилуиа» во славу Святой Троицы, Своим Предвечным Советом предуставивей Жертву Христову.
В будние дни здесь читается рядовая кафизма Псалтири.
Последующее пение псалмов «Господи воззвах» изображают моления и воззвания падшего Адама, возносимые перед вратами Рая, а совершаемое в этот момент каждение — молитву, восходящую к Богу.
«Вход с кадилом» — исхождение священника из алтаря и последующий вход Царскими Вратами, которые перед этим отверзаются, — знаменует снисхождение Христово к падшему человеку, Его воплощение. Об этом свидетельствует воспеваемое в этот момент песнопение «Свете Тихий», посвященное Господу нашему Иисусу Христу.
Ветхозаветные пророчества, связанные с событиями праздника, выражаются в Паремиях, — избранных текстах из Книг Ветхого Завета. Обычно читается три Паримии.
В праздничные дни совершается «лития», для которой священник и все молящиеся исходят в притвор. По толкованию св. Симеона Солунского «в притворе на вечерни творим литию во изображение того, что Спаситель… сошел к нам долу, и этим умилостивляем Его, и стоя пред священным храмом как пред небесными враты умоляем Его, ибо недостойны воззреть на высоту небесную», посему на Литии множество раз повторяется молитва «Господи помилуй».
Освящение хлебов производится в напоминание о чуде, совершенном Господом над пятью хлебами, которыми Он насытил пять тысяч человек, а так же для подкрепления немощи телесной во время всенощного стояния — «ради труда бденного» — почему Лития и освящение хлебов совершается на Всенощном бдении.
Пение стихир попеременно со стизами псалмов означает, что Ветхозаветные пророчества предварили все Тайны Нового Завета и что Ветхий Завет согласуется с оным.
В конце вечерни читается молитва Симиона Богопримца «Ныне отпущаеши», поскольку отходя ко сну, как от жизни к смерти, мы благодарим Бога за совершенное Им дело нашего спасения.
Таким образом в чинопоследовании вечерни кратко изобразутеся Ветхозаветная и Новозаветная история.
Соединяясь с Утреней, вечерня Составляет Всенощеное бдение, совершаемое накануне праздничных дней.
Просмотры (1832)