Самодержавие духа (продолжение)

Самодержавие духаНаш народ, сохранивший в изречениях, пословицах и поговорках свою христианскую мудрость, обнаруживает значительную долю скептицизма к возможности совершенства в земных делах.  «От запада до востока нет человека без порока», — гласит русская пословица. Это действие человеческого несовершенства, нравственного и умственного, исключает возможность устроить жизнь по правде, тем более что если глупый вносит много вреда, то умный — иногда больше. «Глупый погрешает один, а умный соблазняет многих».  Единственное средство устроить жизнь на земле по правде Божьей состоит в том, чтобы искать ее в личности православного государя, ибо закон хорош только по тому, как он применяется, а применение зависит от того, находится ли Царь под водительством Царя Небесного. Но и народу должно жить по Богу: «Где добры в народе нравы, там хранятся и уставы». Строгость подданных к самим себе хотя и дает добрую основу  для верховной власти, но еще не создает ее. Если верховную власть не может составить безличный закон, то не может дать ее и «многомятежное человеческое хотение». Народ повторяет: «Горе тому дому, коим владеет жена, горе царству, коим владеют многие».

На заре русской государственности, народ наш осознал происходящее неустройство от «владения многих» и призвал к власти князей. Когда же Русь приняла Cвятое Православие, народ с любовью и верноподданническими чувствами воспринял своих правителей как защитников веры. В русской земле просиял святостью целый сонм благоверных князей, от Святой равноапостольной Ольги до Святого Андрея Боголюбского, который и положил основание к воссоединению Руси и формированию царской власти. Множество русских пословиц прославило царскую власть как справедливую и самодержавную:

«Царь повелевает, а Бог на истинный путь наставляет»; «Сердце царево в руке Божией»; «Чего Бог не изволит, того и царь не изволит»;  «Народ — тело, а царь — голова».

 

Не случайно такое отношение народной мудрости к царской власти. Самодержавие как монархическая форма правления в России соответствовала традиционным идеалам русского народа, оно оказалось той формой государственной власти, которая созидала Русь Святую, способствовала мирному расширению владений и росту населения, что зафиксировано в исторической литературе и энциклопедиях (об этом мы расскажем в последующих публикациях).

« Кесарю – кесарево, Богу – Богово», — говорит Господь искушающим Его. Не отменяет Бог послушание власти земной, но через должное ей почитание и послушание устраивает наше спасение. Он источник всякой власти и дает эту власть, кому восхощет. Не отменяются и служащие власти — несущие послушания по Воле Его в военном деле, в деле просвещения и проповеди, и все вместе призваны быть и воинами Христовыми.

«Бога бойтесь, царя чтите», — говорит Апостол.

Основной задачей царской власти,  устраиваемой так,  становится  воспитание граждан Небесного Отечества, а не удовлетворение человеческих страстей во «все более возрастающих потребностях населения ».

В царской России это можно видеть в существовании сословий. Дворяне, как служивое сословие, имело обязанности военной, дипломатической, просветительской и административно-хозяйственной деятельности. Каждый дворянин обязан был обучиться военному и государственному делу. Крестьянство своими трудами обеспечивало продовольственную независимость государства. Из рода в род передавалось и совершенствовалось мастерство земледелия и ремесел, необходимых в сельской жизни. Духовенство служило поддержанию во всех сословиях нравственных устоев по духу Христову. Монашество было светом для мира и молитвенным щитом для государства и подданных. Добросовестное служение каждого сословия на своем поприще и жизнь по заповедям Христовым  явились тем самодержавием духа, которое обеспечило крепость Самодержавной царской власти на Руси. Между сословиями не было враждебных отношений. Появившаяся позднее неприязнь к отдельным представителям сословий подогревалась нерадивыми людьми, которые отступили от  веры Христовой. Пользуясь отдельными слухами и сюжетами, описанными в русской литературе, они объявляли частные случаи  всеобщими. Впоследствии, в советское время, откинув все доброе, что было в период до революции, народу преподали именно такое отношение между сословиями, как повсеместное в России, и подтверждали это «теорией классовой борьбы». Но даже согласно трудам советских историков и экономистов при самодержавии страна развивалась более эффективно во всех направлениях народной и государственной жизни. К началу 20 века русское государство было столь крепко, что государь Александр Третий мог спокойно и твердо говорить: «Европа может подождать, пока русский царь удит рыбу». (продожение следует)

Просмотры (186)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *