День памяти святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского и Коломенского

imageДар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум. (А. Пушкин)
Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился в городе Коломне. Отец и мать святителя происходили из потомственного духовенства, и поэтому будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его душу несказанной радостью.

Вначале Василий был назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился сострадательной любви к ближним,  его душа навыкала постоянно памятовать о смерти. Потом на него было возложено новое послушание – проповедование в Трапезной церкви преподобного Сергия. По окончании будущий святитель был назначен на вакансию учителя поэзии.

Вскоре будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого. Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона.

Иеромонаха Филарета перевели из семинарии и училища в преобразованную Петербургскую академию бакалавром богословских наук с преподаванием заодно и церковной истории.

За семь лет преподавания он разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в академии. Святитель Филарет первым в Петербургской академии начал читать лекции на русском языке.

В Петербурге иеромонах Филарет много проповедовал. Его проповеди обратили на себя внимание столицы. Архимандрит Филарет видел заблуждения своих современников, но не верил в пользу и надежность суровых запретительных мер и  с доброжелательством относился он ко всякому искреннему движению человеческой души. Вот почему он принял горячее участие в деле перевода Библии на русский язык.

Епископ Филарет был переведен на самостоятельную Тверскую кафедру с возведением в сан архиепископа и назначением членом Синода. В Твери он часто совершал богослужения. Много времени он проводил в разъездах по обширной епархии. Промысл Божий судил архиепископу Филарету занять кафедру первосвятителей Московских.

Через два года  был напечатан его «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». «Катехизис» был переведен на греческий, английский и другие языки.

Недоброжелатели святителя хлопотали о его удалении из Москвы. Но московский святитель был возведен в сан митрополита.

Авторитет митрополита Филарета рос и помимо его участия в решении синодальных дел. За наставлениями к нему приезжали архиереи со всей России. Посещая Москву, каждый иерарх считал своим долгом навестить «всероссийского архипастыря».

Особую заслугу митрополит Филарет проявлял о людях, насильственно отторгнутых или по заблуждению самовольно отделившихся от Православия. Он принял деятельное участие в воссоединении униатов с Православной Церковью.

Великий архипастырь, столп Русской Церкви, митрополит Филарет был еще и одним из столпов Российского государства. К его опытности и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Ни одно из важных политических событий не оставляло его равнодушным.

Имя митрополита Филарета тесно связано с реформой 1861 года – освобождением помещичьих крестьян от крепостной зависимости. Именно на него пал выбор, когда понадобилось составить обращение царя к народу – «Манифест».

Почти полвека митрополит Филарет управлял Московской епархией. На закате земной жизни святителя больше, чем повальный мор, тревожила другая народная беда – повсеместное распространение пьянства.

Благоговейный служитель алтаря, митрополит Филарет своей важнейшей архиерейской обязанностью считал совершение Литургии. Даже в пору немощной старости он служил всякое воскресенье. Почти за каждым богослужением святитель произносил проповедь. Произносил он их тихим, слабым голосом, почти никогда не импровизировал, не говорил наизусть, а читал по бумаге.
Особенно пристально он наблюдал за состоянием Московской духовной академии. Без его ведома в академии не совершалось никакого важного дела. Любимым детищем святителя был Гефсиманский скит. Высокие иноческие подвиги современников, проявления святости вызывали у митрополита Филарета глубокий интерес и благоговение. Он был почитателем преподобного Серафима.
День святителя начинался обыкновенно задолго до рассвета утренним правилом и совершением богослужения. Домашняя обстановка его и в Троицком подворье в Лаврских покоях была проста и скромна. Людские похвалы, которые доходили до слуха святителя, он считал вредными для души.
За два дня до исхода святитель почувствовал себя бодрее обыкновенного и сам разгадал причину внезапно наступившего улучшения. После литургии келейник увидел архипастыря в комнате на коленях. Святитель был бездыханен. Умыв лицо свое, он испустил дух.
Отпевание Московского архипастыря совершилось  в трапезной церкви Чудова монастыря. Мощи святителя Филарета покоятся в Троице-Сергиевой Лавре.

Просмотры (146)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *