10/23 сентября — Преставление святителя Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского (1617)
В истории нашего Отечества было много всевозможных испытаний, ниспосылаемых ему по неисповедимым судьбам Промысла Божия. Но редко когда эти испытания достигали такой силы, как в смутное время, известное в народной памяти как «лихолетье».
Вскоре после мученической кончины царевича Димитрия и после смерти Феодора Иоанновича, последнего русского царя из дома Рюрика, на Руси стали появляться самозванцы — сначала расстрига Гришка Отрепьев, затем — Тушинский вор, Болотников и многие другие, свободно разгуливавшие по многострадальной Руси. Но Бог хранил Святую Русь. Он послал ей избавителей, благодаря которым она стряхнула с себя позор бесчестия и унижения и быстро расцвела в могучее и славное государство. Одним из молитвенников и печальников за землю Русскую был святитель Феодорит, архиепископ Рязанский и Муромский.
В нашем храме находится икона святителя Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского с частицей мощей.
Архиепископ Феодорит трудился на благо Отечества и Церкви в самые печальные для России времена — знал Иоанна Грозного, сына его, кроткого Феодора, видел падение дома Годунова, времена самозванцев, слабое царствование Шуйского, распад государства без царя; видел он и надежду России — государя Михаила Романова.
Родился святитель в 1551 году, в царствование Иоанна Васильевича Грозного. О детстве его и родителях достоверных известий не сохранилось. Существует, впрочем, предание, что святитель был близким родственником боярина Шереметьева, имел поместья в Рязани. Будущий архиепископ принял монашеский постриг не ранее 1569 года, при патриархе Иове, благословившем его на принятие иноческого чина.
В 1605 году, в сложное для России время, предусмотрительный Гермоген, будущий патриарх, в то время митрополит Казанский, рукоположил Феодорита во епископа Рязанского и Муромского и возвел в сан архиепископа. С этого момента архиепископ Феодорит принимал участие практически в каждом государственном событии, и деятельное его участие всегда сопровождалось благими последствиями.
А положение России в то время было бедственным: страна находилась во власти самозванца Лжедмитрия, предававшего ее в руки врагов. Поляки и казаки жгли города и села, грабили народ. Предвидя новые опасности, архиепископ Феодорит старался по возможности ослабить их воздействие по крайней мере в своей епархии: заботился о спасении рязанцев как от внешних, так и от внутренних врагов, усмиряя готовые вспыхнуть в городе мятежи.
…Недолго царствовал Лжедмитрий (с 17 апреля 1605 по 17 мая 1606 года). Василий Иванович Шуйский, покровитель святителя Феодорита, сверг самозванца с престола и стал государем всея России. Будучи тогда в Москве, святитель Феодорит участвовал в духовном торжестве при венчании Шуйского на царство.
В те же дни, вместе с Шуйским и знатными духовными и светскими лицами, рязанский преосвященный встречал мощи святого царевича Димитрия, перенесенные, по царскому повелению, из Углича в Москву. Эти события сблизили Феодорита с государем. Близкий к царю, святитель Феодорит ходатайствовал пред ним о рязанском соборном духовенстве, надеясь иметь верных помощников в деле управления верующими. Царь, в свою очередь, пожаловав духовенству грамоту, согласно которой оно наделялось широкими правами на материальное обеспечение и взимание торговых пошлин — получил в его лице твердую опору своему престолу.
Усердно заботясь об обеспечении духовенства, архиепископ Феодорит не забывал и о благоустроении своего престольного града. Еще в 1598 году архиепископ рязанский Митрофан заложил новый соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, который не удавалось закончить целых восемь лет. Архиепископ Феодорит решил закончить постройку, но, не имея достаточных средств, обратился к Василию Ивановичу Шуйскому. Шуйский охотно исполнил просьбу архипастыря. 26 июня 1606 года он прислал в Переяславль Рязанский каменных дел подмастерья Сергейку Абрамова и с ним — 24 каменщика. Царь приказал святителю Феодориту смотреть за ними, «чтобы церковное дело сделали хорошо, и крепко, и вечно и доделали бы тогожъ лета». Пятиглавый Успенский собор, согласно приказу царя, был окончен в том же, 1606 году.
Благолепно украсив соборный храм Успения Божией Матери, святитель Феодорит имел духовную радость видеть прославление первосвятителя Рязанского Василия. То были бедственные для России времена смут и самозванцев. Василий Иванович Шуйский едва держался на престоле. Троицкая Лавра, единственный оплот царя, была в осаде ляхов и казаков. Переяславль Рязанский в числе немногих городов оставался верным царю. Но волнения проникали и сюда. В это крайне сложное время Промыслу Божию угодно было прославить Первопрестольника Рязанской Церкви и явить в нем ангела-утешителя страждущим, молитвенника и ходатая бедствующей Церкви, стража града Переяславля и всем верующим великого заступника.
Более трехсот лет почивали останки первого рязанского епископа Василия в земле. В 1609 году святые мощи первого епископа Рязанского были обретены нетленными. Архиепископ Феодорит открыл его святые мощи и люди узрели великое и преславное чудо — тело первосвятителя Василия за сотни лет не подверглось тлению. 10 июня (23 июня по новому стилю) архиепископ Феодорит торжественно перенес их от Борисоглебской церкви в Успенский (ныне Христорождественский) собор рязанского кремля.
Извещенный свыше, архиепископ Феодорит не дерзнул открыто положить святые мощи Первосвятителя в соборе, ибо это не угодно было самому праведнику. Святые мощи его были положены под спудом, на левом клиросе подле иконостаса. Но благоговейный рязанский владыка сделал все, что требовалось для священной памяти и прославления праведника. Архиепископ Феодорит внес имя Первосвятителя Василия в число святых. Сложил в его честь стихиры, тропарь, кондак, составил житие, написал летопись перенесения святых мощей святителя из Борисоглебского в Успенский (Христорождественский) собор, благословил изобразить лик новопрославленного святого на иконе. Именно стараниями архиепископа Феодорита была богато украшена и гробница святого Василия.
Икону Пресвятой Богородицы, с которой Первосвятитель Василий прибыл в Старую Рязань, стали именовать «Молением святого Василия, епископа Рязанского и Муромского», а впоследствии — Муромской. У святых мощей святителя Василия, пред иконой Пресвятой Богородицы архиепископ Феодорит вместе с православными рязанцами не раз молился в часы скорбей и народных бедствий смутного времени, возлагая упование на милость Царицы Небесной и ходатайство новопрославленного угодника Божия.
Следует заметить, что благоустройство града Рязани, в особенности постройка величественного Успенского собора и прославление святителя Василия, происходило во время тяжелой войны с Польшей, когда Сигизмунд III осаждал русские города. Таким образом Рязань показывала пример возрождения, укрепляя народный дух. Можно с уверенностью сказать, что город в эти годы приобрел общерусское значение.
…Издревле пребывает Рязань под благодатным покровом Матери Божией в чудотворной иконе Ее, именуемой Феодотьевской. Пред святым ликом Ее преклонялись в молитвах рязанские архиереи, великие князья рязанские с боярами и всем православным народом. Исполненный благоговения к святыне своего престольного града, архиепископ Феодорит повелел написать с чудотворной иконы две копии, одну из которых с подобающей честью препроводил в село Феодотьево, откуда принесена была, после многочисленных чудотворений, в 1487 году в Рязань; другую копию с чудотворной иконы поставил в Борисоглебском кафедральном соборе. Здесь находится она и поныне.
1613 год запечатлел в летописях истории России великий и славный подвиг архиепископа Феодорита в деле избрания на Всероссийский престол Михаила Феодоровича Романова.
По освобождении Москвы от врагов вожди ополчения Дмитрий Трубецкой, Димитрий Пожарский, Кузьма Минин вместе с боярами и именитыми мужами решили избрать царя Русской земли. Принеся горячую молитву Вседержителю о благополучном исходе великого и святого дела, архиепископ Феодорит поспешил в Москву. Прозорливая душа его помнила страдальца за веру и Отечество патриарха Гермогена, указавшего перед смертью на избранника.
21 февраля, в Неделю Православия, помолившись, архиепископ Феодорит в сопровождении келаря Троицкой Лавры Авраама Палицына, архимандрита Новоспасского монастыря Иосифа и боярина Василия Петровича Морозова вышел на лобное место и спросил собравшийся в бесчисленном множестве на Красной площади народ, кого хотят они иметь себе царем? «Михаила Феодоровича Романова», — был единственный ответ. Так глас народа, как глас Божий, оправдал решение судеб Всевышнего — царствовать Михаилу!
Немедленно присягнула Михаилу Романову вся Москва, а вслед за ней -другие области. Уже 4 марта воевода Переяславля Рязанского присягнул Михаилу.
Между тем нареченный царь Михаил и не помышлял о царствовании. По освобождении из польского плена он тотчас удалился со своей матерью, инокиней Марфой Иоанновной, в свое костромское имение и жил в Костромском Ипатьевском монастыре.
На Земском Соборе понимали, как трудно будет склонить мать-инокиню благословить сына на царство, а сына — принять царство, и потому назначили в Кострому посольство из мужей духовно мудрых и именитых, а во главе его поставили опытного в делах веры и благочестия, благодатного архиепископа Рязанского Феодорита. В напутствие себе и посольству принял он от лица Собора святыню Москвы — икону Успения Пресвятой Богородицы, написанную святым митрополитом Петром, образ самого святителя Петра с сопрестольниками его святителями Алексием и Ионою, московскими чудотворцами.
14 марта, в воскресенье четвертой недели Великого поста, по совершении заутрени, архиепископ Феодорит облачился в святительские одежды, благословил облачаться в ризы всему бывшему с ним духовенству и, подняв кресты и иконы, посольство стало переправляться через Волгу. Храмы близлежащих костромских сел приветствовали посольство колокольным звоном. К шествию посольства архиепископа Феодорита присоединилось — в сопровождении горожан — все костромское духовенство с крестами, хоругвиями и чудотворной иконой Божией Матери Феодоровской. Единый торжественный крестный ход направился вдоль берега к Ипатьевской обители. Навстречу из стен монастыря вышел крестный ход иноков в сопровождении будущего царя и его матери-инокини. Печаль лежала на кротком лице Михаила и его матери: они предчувствовали, что ради них устроено это торжество).
«Такая почесть мне и на мысль не всходила… — молвил Михаил, — вручите державу мужам, заслугами прославившимся и паче меня того достойными».
Потрясенный отказом, молил рязанский святитель Михаила и мать его, инокиню Марфу Иоанновну, не противиться Промыслу Божию. Но мать и сын оставались непреклонны. И тогда представил им архиепископ Феодорит, какие великие бедствия ждут Россию, со святыми образами вновь пришел к ним и молил не оставлять землю Русскую.
И, собрав силу духа, Марфа Иоанновна молвила: «Вот вам жертва, от меня требуемая, жертва Отечеству… Когда Богу так угодно, да будет так. Я благословляю Михаила Феодоровича на царство. Став царем, да будет первым слугою Отечества».
«Премудрость Божия осенит его, и десница Вышнего совершит все его начинания!» — воскликнул архиепископ Феодорит.
Михаил, преклонив чело свое под благословение архиепископа Феодорита, с преданностью воле Божией молвил: «Когда есть на то воля Божия, и воля государыни матери моей, да будет так».
И когда Государь сел на царском кресле, произнесено было многолетие и наречен был Михаил Феодорович «всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцем». Архиепископ Феодорит с собором духовенства и народом, принося Государю верноподданническое поздравление, поклонились ему до земли.
По благословению архиепископа Феодорита по всем храмам в течение трех дней пели молебны и звонили в колокола. По его же мудрому благословению и советом духовенства тогда же было установлено совершать в 14-й день марта (по старому стилю) празднество в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Феодоровской.
…Окончив великую миссию по избранию на царство Михаила Романова, государственная деятельность архиепископа Феодорита не прекратилась: тогдашнее состояние России требовало усиленной деятельности членов Земского Собора. Пограничные города, служившие России оплотом, находились в руках иноземцев; в Новгороде господствовали шведы; в Смоленске и Чернигове — поляки; Рязань, Кашира и Тула с трудом отбивались от татар… Вся земля была опустошена: люди ратные умирали с голода; в казне не было ни копейки. Царские сокровища были расхищены и увезены в Польшу. И многоопытному властителю не под силу, без содействия Земского Собора, устроить такое государство. И Собор, во главе с митрополитами, архиепископами и епископами, стал верным и надежным советником царя. Потрудившийся в деле призвания и возведения на престол юного Михаила, архиепископ Феодорит и теперь помогал государю и словом, и делом, и силой убеждений и в последние годы своей жизни увидел уже плоды трудов государя и своих. Еще при жизни его начали исчезать один за Другим враги Отечества, начались переговоры со, шведами, возвращавшими России Новгород, Старую Руссу, Порхов, Гдов; с поляками об обмене пленными, в числе которых находился и отец Государя митрополит Филарет. Но Господь не привел архиепископу Феодориту дожить до возвращения из плена страдальца.
В свободное от государственных дел время преосвященный Феодорит спешил посетить Рязань. Неустроенность епархиальных дел требовала его присутствия. Жители Рязани сильно пострадали от врагов Отечества, многие села были разорены, другие — сожжены, одни монастыри опустели, другие остались без поддержки. Архиепископ Феодорит ходатайствовал пред Государем о поддержке пострадавших в смутное время, и после умиротворения России приходы мало-помалу обустраивались, храмы обновлялись.
Истекал 65-й год жизни архиепископа Феодорита, 11-й год его архипастырской и государственной деятельности. Два обстоятельства, случившиеся почти одновременно, сильно подорвали его здоровье. В 1616 году в рязанские пределы вторгся Лисовский с шайкой и за короткое время опустошил много сел и деревень между Рязанью и Коломной. В том же году недалеко от святительских палат вспыхнул пожар. Он быстро распространился среди тесных строений, и жертвами пламени быстро оказались множество домов и церквей. Скорбь на скорбь ложилась в душе сострадательного сердца архиепископа Феодорита. Оскудевали средства для помощи пострадавшим, на устроение храмов Божиих их не оставалось вообще. Архиепископ Феодорит готов был пожертвовать последним, но труды и заботы приближали его к последним дням земной жизни: 10 сентября (по старому стилю) 1617 года на 66-м году он мирно отошел ко Господу. Погребен святитель Феодорит в Архангельском соборе рязанского кремля.
В 1999 году, в День Святого Духа, в Свято-Троицком монастыре Рязани состоялось торжественное прославление архиепископа Феодорита. Торжественное богослужение, по окончании которого святитель Феодорит был причислен к Собору Рязанских святых, возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский Симон.
Ныне святые мощи святителя Феодорита почивают в Троицком монастыре города Рязани.
Память святителя Феодорита совершается 10/23 сентября, в день преставления святого.
Тропарь, глас 5-й
Наставниче смирения и благочестия, правило веры и добродетели, Церкве светильниче, святителю Феодорите, паству свою благочестно упасл еси и ко Христу привел еси, темже венцем славы от Господа украшен, молися прилежно Царю Славы, да спасет души наша.
Кондак, глас 5-й
Добрый кормчий быв кораблю Церкве Рязанская, молитвенниче о пастве своей неусыпный, храня дух веры в ней и благочестия, свтителя мощи святителя Василия пренесл еси и чудотворный образ Богоматери Феодотьевския в годину напастей ей указал еси яко источник исцелений и неоскуднаго утешения, попечение о земле Российстей творя, на царство Русское царя Михаила воззвал еси. Святителю отче Феодорите, поминай нас, достойно чтущих святую память твою, да спасет Господь души наша.
Просмотры (1486)
Обратная ссылка: Святыни храма | Храм Царственных Страстотерпцев