Воскресный листок Храма Царственных Страстотерпцев Неделя 13-я по Пятидесятнице. Глас 4-ый (6 сентября по церковному календарю) № 118 от 19.09.2021

Апостольское чтение: 1Кор. 166 зач. 16:13 – 24

Братия, бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

Евангельское чтение: Мф. 87 зач. 21:33 — 42

Сказал Господь притчу сию: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;  виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Как нам стоять в вере? Начинать надо с того, что стараться делать всё во славу Божию, сделать свою жизнь богослужением. Что это значит? Как этого добиться? Мы часто обманываем себя, прикрываемся высокими словами о любви, но на самом деле руководствуемся в своих поступках тайными соображениями. Димитрий, серебрянник (см. Деян. 19:24 и далее), по крайней мере ни себя, ни других не обманывал. Проповедь ап. Павла угрожала его доходам, о чём он, обращаясь к коллегам, прямо говорит: Вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше (Деян. 19:25). Потом, правда, он прибегает к «высшим» соображениям: А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить (Деян.19:27).

Если корысть (или любая другая страсть) является основным побуждением наших поступков, то уже ни о каком отношении к жизни, как служению Богу не может идти и речи. Обмануть можно других, даже себя можно обмануть, но Бога обмануть невозможно. В обществе очень велик идеал человека, который делает всё не ради денег, но ведь у диавола множество сетей. Тот, кто делает все ради славы или даже высших эстетических наслаждений, также не делает это во славу Бога. Можно подумать, что единственным выходом для нас является оставить всё и удалиться в пустыню. Во-первых, и в монастырь, и в пустыню тоже можно убежать по другим соображениям, скажем из гордости. Во-вторых, только Бог, в полноте, знает, на каком пути нам следует искать спасение.

Когда актрисы Любовь Стреженова и Екатерина Васильева уверовали, они написали статью, утверждая в ней, что «выходить на сцену – это всё равно, что выходить на панель» (см. фильм Старцы Тихона Шевкунова, сейчас он митрополит). Потом они смеялись над своею наивностью. Архим. Иоанн Крестьянкин (+2006 г.) не благословил Стреженову оставлять театр. Он сказал, что и там должны быть верующие. Более того, он благословил и её сына избрать эту профессию, но велел всё делать ради Бога. Воля Бога – это не какой-то застывший рецепт, как кому-то хочется считать. Она основана на любви к каждому человеку, сообразуется с волей каждого человека в разные периоды его жизни. Любовь Стреженова приняла монашество в 2009 г., теперь она м. Иудифь, а Екатерина Васильева сделала это 26 августа 2021 г., теперь она м. Василиса.

Путь восхождения к Богу постепенный, как возделывание виноградника, он полон многих трудов и рассудительности. На этом пути надо понять, что сам человек не может ничего сделать. Однако, без твёрдого решения всё делать во славу Божию — ничего и начнётся. Если мы встаём на этот путь, по словам о. Иоанна, малого доброделания (читайте его одноимённую статью), то мы видим, что у нас ничего не получается. Всё заражено нашей самостью. По замыслу — хорошо, а по исполнению – никуда не годится. Всё не то и не так. Когда человек искренне встаёт на этот путь, то ему откроется, в конце концов, что Бог полноту истины на Земле являет в Церкви. Она и есть тот самый виноградник, через который мы можем встать на путь обожения: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5).

Всё так просто по сути, но в конкретных обстоятельствах нашей жизни разбираться приходится долго и с большим количеством ошибок. Как сделать так, чтобы их было меньше? Во-первых, надо знать своё место. У нас в Церкви глава – Христос. Есть и такие, кто лезет и на Его место. Часто мы на своём маленьком месте всё содержим в беспорядке: свою вторую половину полюбить не научились, детей, как следует, не воспитали, брата или сестру потерпеть не можем, но занимаемся исключительно критикой состояния виноградника в целом. У нас у каждого есть свой маленький виноградник, своя домашняя церковь (см. Рим.16:4), да и каждый человек должен быть храмом: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3:16), т.е. Церковью. Выполним своё дело на своём месте хорошо, тогда Бог, возможно, даст другое место, но это не нам решать, и не следует об этом мечтать.

         Рядом с нами другие люди. Наша связь с Богом – это вертикаль, а наша связь с другими людьми, не только ныне пребывающими с нами, но и почившими – это горизонталь. Получается крест, который и составляет святое Предание. Как нам проверить истинность своего опыта? В частности, по горизонтали. У нас есть Писание, св. отцы, богослужебные тексты. Всё это можно изучать. Ключ разумения этого опыта зависит от нашего усердия. Он не даётся даже епископу автоматически, но по мере его усердия. Об этом свидетельствовал, например, митр. Антоний Сурожский. Прп. Максим Исповедник говорил о том, что, если человек искренне стремится к истине, то Господь ему открывает разумение, даже если он не достиг бесстрастия, но эти истины не помогут ему самому стать на путь обожения, если он не встанет на путь очищения. Вот проверка по вертикали. Священникам дополнительно даются дары священнодействия, пастырства, которые также надо развивать.

           Если мы не умеем слушать других, заслуживающих нашего внимания, не будем почтительны …ко всякому содействующему и трудящемуся, то невозможно нам будет выстроить свою вертикаль богообщения. К сожалению, нам может казаться, что мы ищем правды, очищаемся, но это может быть не так. Всё нам Господь дал – совесть (сторожевую башню), таинства Церкви (точило), догматы и каноны Церкви (ограду), посылал и посылает нам своих святых (слуг), но, если мы обманываем себя, не хотим служить Ему, не отдаём ему всю свою жизнь (плоды), то нам ничего не поможет, пока мы не покаемся в этом. Для начала тем, кто обманывает себя, надо это увидеть. Так Господь говорит верным: Даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин. 16:2). А убивать кто будет? Не те ли кто обманывает себя?

Иудеи делали это с пророками, а в довершении всего убили Христа. И отнял Господь у них виноградник. Они не знали, что для последней своей пасхи (воспоминание об исходе из Египта) они выбрали для убиения того единственного Агнца, Которого прообразовывали все агнцы Ветхого Завета. Это было их последнее священнодействие (отдать Христа на заклание). Истинная Пасха совершилась, виноградник отдали нам, новозаветной Церкви. Как в ней дела? Как всегда, плохо. Как гнали Христа тогда, так и Церковь все время гонят. Как страдал Христос от наших грехов, так и члены Церкви страдают от своих грехов и от грехов в мире. Как Он шёл на Голгофу, чтобы пострадать за весь мир, так и Церковь идёт на свою голгофу. Ничего не отвратит этого конца, но когда он случится, знает только Бог, ибо по Его слову: Не ваше дело знать времена или сроки (Деян.1:7).

В нашем винограднике убивают пророков? Бывает. Например,  у преп. Максима Исповедника (VII в.), которого Господь послал для обличения ереси монофелизма, отрезали язык, и он вскоре умер. Не надо сомневаться – Господь всегда посылает Своих пророков, когда это необходимо. Только вне Церкви, не бывает и Божиих пророков. А вот лжепророков много. Надо помнить, что пророчество – это не предсказание будущего, а свидетельство об истине, которая не меняется. Истина – это то, что есть на самом деле. А что по-настоящему есть? Только Пресвятая Троица, и то, что Она освящает Своей благодатью. Она есть любовь и открывается эта любовь в нас только через подвиг Христа, Который стал для всех главою угла. Выбор за нами, но совершать его надо каждым мгновением своей жизни, каждым дыханием. Так Христос сделал для нас и ждёт от нас.

   Все темы мы обсуждаем в прямом эфире: каждый четверг, 21.00

Просмотры (7)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *