Воскресный листок Храма Царственных Страстотерпцев Неделя 11-я по Пятидесятнице. Глас 2-ый (23 августа по церковному календарю) № 116 от 05.09.2021

Апостольское чтение: 1Кор. 141 зач. 9:2 – 12

Братия, печать моего апостольства — вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

Евангельское чтение: Мф. 77 зач. 18:23 — 35

Сказал Господь притчу сию: Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.  Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.  Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.  Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.  Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Апостольское служение тех, кого Сам Господь послал проповедовать во время земной Своей жизни, закончилось в I веке. Ап. Павлу, однако, явился уже воскресший Христос. В нём не было оскудения благодати, поскольку он сумел осуществить в своей жизни идеал следования за Христом. Вот почему Господь его призвал от утробы матери (Гал.1:15) его. Господь Всеведущ, Он знает наш выбор. В последующие века апостольское служение не прекращается, хотя по факту постепенно оскудевает. Это не значит, что отдельные его представители не являют пример совершенной веры. Следующее поколение за апостолами принято называть мужи апостольские. К ним относятся, например, сщнмч. Игнатий, еп. Антиохийский (+107 г.), или свт. Климент Римский (+ ок. 97-101 гг.). Эти мужи видели апостолов, были их учениками.

           Когда Господь дал Свои откровения апостолам, они становятся достоянием всех христиан через написание книг Нового Завета. Это не значит, что связь верующих с Богом прекращается. До нашего времени Церковь нуждается в апостольском служении. Мужи апостольские тоже писали, хотя их книги и не вошли в Новый Завет. В любое время Церковь отвечает на вопросы, возникающие во времени. она защищает своё святое пространство от тех, кто хочет осквернить его. Следующее поколение, которое также продолжало апостольское служение, Церковь называет апологетами. Для примера назовём мч. Иустина Философа (+165 г.) и свт. Феофила Антиохийского (+ ок.180 г.). Среди апологетов есть и такие, кто впоследствии отпал от Православия, например, Тертуллиан (+220/240 г.): он стал монтанистом (учение Монтана, в частности, отвергает церковную иерархию). Однако Церковь чтит православное наследие Тертуллиана.

           Апостольское служение доступно любому члену Церкви. Так св. равноап. Нина (+335 г.) была женщиной, что не помешало ей благодатью Божией просветить всю Грузию. Из рядового Апостола мы видим, что печать нашего апостольского служения – это люди, приведенные через нас ко Христу. Кто имеет такой опыт, твёрдо знает, что привести к Богу может только Сам Бог, а наше дело своим примером и терпением свидетельствовать об истине. Церковь имеет громадную власть на Земле. Авторитетом Вселенских соборов Церковь приняла догматы, которые обязательны для каждого христианина. Для организации своей жизни на Земле, Церковь также принимает каноны. Каноны не могут превратить нашу жизнь в рай, но они необходимы, чтобы она не стала адом.

           В первые века существования Церкви епископы могли быть женатыми. Требования к кандидату в епископы были изложены ап. Павлом в посланиях к Тимофею и Титу, написанные в 63-67 гг. Отметим, что понятия епископ и пресвитер при ап. Павле были синонимами. Когда Церковь стала расти, перед ней стал выбор – либо каждого настоятеля храма сделать епископом, либо епископу окормлять много храмов с помощью помощников – пресвитеров. Церковь пошла вторым путём. Священники совершают своё служение силой епископа, который поставляет на каждый престол антиминс – плат с вшитой частицей мощей мученика и с подписью правящего архиерея. На VI Вселенском соборе (680-681 гг., Трульский, 13 правило) было окончательно закреплено требование безбрачия (целибата) к епископам. Священникам и диаконам было запрещено жениться после рукоположения.

           На Православной Церкви эти правила сохраняются до сих пор. Они не противоречат требованиям ап. Павла, но лишь делают их более строгими, что было принято исходя из практических нужд Церкви. В католицизме, опираясь на практику западных церквей, начиная с XI века, после великого раскола 1054 г., началась централизованная борьба за целибат всего священства, который вошёл в конце концов в римские каноны. Есть люди, которые читают Писание урывками, выбирая те места, которые не противоречат их учению. Например, они указывают, что Христос посылал апостолов на проповедь со словами: Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания (Мф.10:9-10)Они забывают другие слова Господа, произнесённые перед Его страданиями: Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму (Лк. 22:35-36). Сегодняшний Апостол тоже подтверждает эту мысль.

           Совершенно очевидно, что в длительной исторической перспективе нельзя было обойтись без церкви-организации. Так Иерусалимская община, в которой все продавали свои имения и полагали их стоимость к ногам Апостолов (Деян.4:35) просуществовала где-то около трех лет, чтобы показать христианам идеал христианской жизни. В истории монтанизм, отвергающий церковную иерархию, основывал  свою проповедь на чувстве зависти. Это учение дало многочисленные ростки (богомилы, альбигойцы и др.). И сейчас этот вопрос остаётся актуальным. Действительно, никто не отменял заповедь нестяжания, выраженную, например, в псалме: Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца (Пс.61:11). Очевидно, что основанная на зависти проповедь не даст доброго плода. Надо следить за своими помыслами. Давно замечено, что тот, кто ищет доказательства коростолюбия других, сам превосходит других в сребролюбии.

           Очевидно, что каждый из нас должен Богу гораздо больше, чем десять тысяч талантов, хотя это громадная сумма. Никакими деньгами не заплатить нам за ту Кровь, которую Христос пролил за нас на Кресте. С другой стороны, любой грех, даже самый страшный, который человек совершает против нас, имеет конечное измерение, поскольку Бог Своим Всемогуществом может всё исправить, поскольку никакое действие другого человека не может лишить нас вечного спасения. Что нам ещё надо? Нет у нас более страшного врага, чем мы сами. Никто и ничто по сравнению с вечностью, которая сводит все временные ценности не к ста динариям, а к нулю, не может принести нам и малейшего вреда. Вот почему сегодняшний Евангельский призыв потерпеть ближнего является разумным решением для любого верующего человека. Неверующий выбирает месть, чтобы самому сгореть в пламени своей ненависти.

           Смысл заповеди:  Ударившему тебя по щеке подставь и другую (Лк. 6:29) как раз и заключается в том, чтобы остановить месть, которая и в древности, и сечас захватывала целые роды. Вспомним, как враждовали Монтекки и Капулетти в шекспировском Ромео и Джульетта. Какое счастье, что в русском народе страсть мести была побеждена длительной христианской историей. Какое счастье, что Бог дал нам родиться в стране, где умеют прощать. Господь со всеми разберётся, а нам надо только искренне молиться за обидчиков. Главное не попасться ещё в одну ловушку. Если Господь сказал: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим.12-19), это не значит, что нам надо желать зла другим.

Все темы мы обсуждаем в прямом эфире: каждый четверг, 21.00.

 

Просмотры (9)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *