Воскресный листок Храма Царственных Страстотерпцев Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-ый (15 августа по церковному календарю) № 114 от 22.08.2021.

Апостольское чтение: 1Кор. 128 зач. 3:9 – 17

Брaтіе, бGу є3смы2 поспёшницы: б9іе тzжaніе, б9іе здaніе є3стE. По благодaти б9іей дaннэй мнЁ, ћкw премyдръ ґрхітeктwнъ њсновaніе положи1хъ, и4нъ же назидaетъ: кjйждо же да блюдeтъ, кaкw назидaетъ. Њсновaніz бо и3нaгw никт0же м0жетъ положи1ти пaче лежaщагw, є4же є4сть ї}съ хrт0съ. Ѓще ли кто2 назидaетъ на њсновaніи сeмъ, злaто, сребро2, кaменіе честн0е: дровA, сёно, тр0стіе: КогHждо дёло kвлeно бyдетъ, дeнь бо kви1тъ, занE nгнeмъ tкрывaетсz, и3 когHждо дёло kков0же є4сть, џгнь и3скyситъ. И# є3гHже ѓще дёло пребyдетъ, є3г0же наздA, мздY пріи1метъ. Ґ є3гHже дёло сгори1тъ, tтщети1тсz: сaмъ же спасeтсz, тaкожде ћкоже nгнeмъ. Не вёсте ли, ћкw хрaмъ б9ій є3стE, и3 д¦ъ б9ій живeтъ въ вaсъ; Ѓще кто2 б9ій хрaмъ растли1тъ, растли1тъ сего2 бGъ: хрaмъ бо б9ій с™ъ є4сть, и4же є3стE вы2.

Братия, мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.  Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.

Евангельское чтение: Мф. 59 зач. 14:22 — 34

Во вре1мz о4но, понyди ї}съ ўчн7ки2 сво‰ влёзти въ корaбль и3 вари1ти є3го2 на џномъ полY, д0ндеже tпyститъ нар0ды. И# tпусти1въ нар0ды, взhде на горY є3ди1нъ помоли1тисz: п0здэ же бhвшу, є3ди1нъ бЁ тY. Корaбль же бЁ посредЁ м0рz влazсz волнaми: бё бо проти1венъ вётръ. Въ четвeртую же стрaжу н0щи и4де къ ни6мъ ї}съ, ходS по м0рю. И# ви1дэвше є3го2 ўчн7цы2 по м0рю ходsща, смути1шасz, глаг0люще, ћкw призрaкъ є4сть: и3 t стрaха возопи1ша. Ѓбіе же речE и5мъ ї}съ, гlz: дерзaйте: ѓзъ є4смь, не б0йтесz. Tвэщaвъ же пeтръ речE: гDи, ѓще ты2 є3си2, повели1 ми пріити2 къ тебЁ по водaмъ. Џнъ же речE: пріиди2. И# и3злёзъ и3з8 кораблS пeтръ, хождaше по водaмъ, пріити2 ко ї}сови: ви1дz же вётръ крёпокъ, ўбоsсz, и3 начeнъ ўтопaти, возопи2, глаг0лz: гDи, сп7си1 мz. И# ѓбіе ї}съ простeръ рyку, ћтъ є3го2 и3 гlа є3мY: маловёре, почто2 ўсумнёлсz є3си2; И# влёзшема и4ма въ корaбль, престA вётръ. Сyщіи же въ корабли2 пришeдше поклони1шасz є3мY, глаг0люще: вои1стинну б9ій сн7ъ є3си2. И# прешeдше пріид0ша въ зeмлю геннисарefскую.

В то время, тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?  И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Всё в этом мире делается силой Бога, но Бог создал свободные личности – ангелов и людей. Он по Своему естеству, которое есть троическая любовь, не может нарушать свободы этих личностей. Вот почему то действие Бога, которое совершается с нами, всегда основано на соработничестве Бога и человека (синергии). С точки зрения силы наш вклад равен нулю, но без этого вклада не получится главного для нас результата – нашего спасения. И ап. Павел положил основание не своей силой, но силой Духа Святого, хотя и здесь без человеческих усилий для нас ничего бы не совершилось. Отметим, что главным усилием человечества явился подвиг Девы Марии, которая согласилась вместить в своё чрево Сына Божия, сказав арх. Гавриилу: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38).

           Основание, которое положили апостолы – это благая весть о Спасителе, которая заключается для нас не только в Писании, но и во всём строе церковной жизни. Именно в Церкви практически осуществляются слова Христа: Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20). Кто вне Церкви, может спастись только как разбойник (см. Лк.23:40-43), а спасение означает не что иное, как присоединение к Церкви. Отсюда видно, что вне Церкви действительно нет спасения, но эту фразу можно неправильно понимать. Во-первых, принадлежность к церкви-организации ещё не обеспечивает спасение, во-вторых, Бог может присоединить к Церкви тех, кто, убедившись в своих заблуждениях, при расставании с жизнью получит от Бога силы сделать правильный выбор, сделать свои спасительные усилия. Обстоятельства ухода человека в другой мир, чаще всего, для нас тайна, поэтому не правильно судить о вечной участи других.

           Души, перешедшие в мир иной, уже сами не могут совершить необходимых усилий. Только в этом мире мы имеем возможность ответить на совершенную любовь Бога, а там, встретившись с Богом как с фактом бытия, мы потеряем свободу выбора. Ответ на чью-то любовь может быть только свободным – в этом условие истинной любви. Для погибающей усопшей души остаётся ещё надежда спасения. Ведь за неё могут молиться люди, которые сталкивались с ней в земной жизни. В Православной Церкви молятся о упокоении ближних, в том числе и врагов. Не было бы надежды – не было бы такой молитвы. Каждый христианин должен помнить, что личная смерть для нас может наступить внезапно, не по нашей воле. Частный суд в момент смерти для нас — самое важное.

           Принципиальный вопрос: строили ли мы на правильном основании. Совершенно очевидно, что без смирения, без нищеты духовной (см. Мф.5:3), спастись нельзя. Без смирения человек остаётся в гордости, хочет быть богом без Бога, как диавол. В этом случае ему не помогут и внешние хорошие качества – после смерти они провалятся в бездну пустого основания. И разбойник на кресте сумел за короткое время стяжать смирение. Господь, однако, ждёт, что мы будем двигаться дальше. За смирением в лествице блаженств (см. Мф.5:3:11) идёт плач (сладкое сокрушение о своём окаянстве), затем кротость, жажда правды, милосердие, сердечная чистота, миротворчество, терпение гонений, злословие за Христа и, как венец – совершенная любовь. Толька она способна объединить людей в вечную торжествующую Церковь. А если у нас нет такой любви, которая любит всех, то мы по слову ап. Павла ничто (см. 1Кор.13:3).

           Результаты наших усилий могут быть разными. Кто-то даёт плод во сто

крат, кто-то в шестьдесят, а кто-то в тридцать (Мф.13:8). Это те, кто строил из золота, серебра, драгоценных камней. Они означают те дела, которые устоят в вечности, выдержат «огонь» правды. Дерево же, в отличие от соломы и сена, в человеческой жизни может быть довольно хорошим материалом, но перед лицом вечности, образно выражаясь, сгорит. Сейчас можно, основываясь на мнении современных нам святых, твёрдо утверждать, что большинство современных православных христиан строят в лучшем случае из дерева, т.е. хорошо только для земной жизни. Надо либо пересмотреть свою жизнь, либо хотя бы не роптать во время скорбей (они и являются нашим последним крестом, надеждой на спасение), именно это может означать выражение спасение из огня.

           Можно было бы помечтать о несколько другом понимании этого образа, что встречается у отцов Церкви, но только как частное богословское мнение (теологумен), не принятое полнотой Церкви, но и не отвергнутое ею. Так спасается из огня тот, кто не прошёл мытарства, но прощён по молитвам Церкви. Напомним, что хотя мы не молимся в храме о некрещенных, сознательно покончивших жизнь самоубийством, принадлежащих к иным конфессиям христианства, но келейная молитва за них возможна, и даже существуют примеры молитв за них. Значит и тут есть надежда. Отметим, что человеческому духу свойственно надеяться на то, что Господь не попустит бесконечных страданий никому, но утверждать, что так это и будет, мы не можем. Тот, кто отвергнет бесконечную любовь Бога, сам делает свой выбор.

           Даже есть некоторые основания разграничить понятия «вечный» и «бесконечный». Так будущий прот. Анатолий Першин, описывая своё состояние после смерти, в аду, говорил о нём, как о «вечном», там не было времени, но оно оказалось для него не «бесконечным» — ангел вернул его на землю, и он превратился из рок-музыканта в священника. Он говорил, что перед 11 ножевыми ранениями, отправившими его на тот свет, он кому-то успешно «доказал», что Бога нет. Так вот, надеяться на то, что вечные муки окажутся не бесконечными по отношению к себе крайне неразумно. А вот по отношению к другим – это милосердная позиция, которая может оказаться угодной Богу. Одна из самых совершенных христианских молитв гласит: Все спасутся, один я погибну. Это не многим дано, но быть идеалом она должна для каждого христианина, поскольку так мы не судим других.

           Зачем Господь отправляет Своих учеников в бурное море? Не для того ли, чтобы в Евангелие дать прообраз Церкви, как корабля среди враждебных стихий? Мы уже говорили, что каждое действие Христа соединяло временное и вечное, как и Он в Ипостаси Сына Божия соединял Божественное и человеческое естество. Временная причина состояла в том, что Господь, насытив тысячи людей пятью хлебами, знал, что Его хотят сделать земным царём. Поэтому он отправляет учеников на другой берег. Так Он избавляет их от нежелательной сцены. Его молитва на горе – это пример для нас и молитва Отцу от лица всего человечества о нашем спасении. Корабль – образ Церкви. Наши молитвы призывают Самого Бога. Присутствие Бога может умирить любые житейские бури.

           Христос идёт по волнам, хотя Он мог легко оказаться там, где хотел (см., например Ин.7:10). Этим Он хочет показать, что в Своей земной жизни Он преодолеет все невзгоды и победит их, как Он одним Своим присутствием в лодке (Церкви) укрощает бурю. Из другого Евангелия мы видим, что как только Он вошёл в корабль, тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли (Ин.6:21). Ещё одно доказательство всемогущества Бога и тех средств, которые Он даёт Церкви Своим присутствием в ней. В этом мире Бог даёт Церкви такие силы и возможности, что можно только дивиться. Нам должно быть стыдно, что мы плохо пользуемся ими. Давайте покаемся в этом. А мир существует только ради Церкви и питается крохами, которые падают со стола  её (см. Мф.15:27). Задавит мир Церковь до совсем малого стада, это уже конец. Таким образом, именно наша христианская жизнь может отдалить то время, когда останется только взывать: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр.22:20)


  Все темы мы обсуждаем в прямом эфире: каждый четверг, 19.00.

Просмотры (7)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *