Воскресный листок. Неделя 20-ая по Пятидесятнице, (21 октября по церковному календарю)

Апостольское чтение: 2 Кор. 194 зач. 11:31 – 12:9

Братия, возвещаю вам, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.  Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.  Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.  Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Евангельское чтение: Лк. 35 зач. 8:5 — 15

Сказал Господь притчу сию: Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.  Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.  Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.      

Какие бы не попались нам Евангелие и Апостол, речь в них всегда идёт о чём-то очень простом, потому что говорится о Боге, Который есть Существо прОстое. Эту простоту ап. Иоанн выразил так: Бог есть любовь (1Ин.4:8). Только познать эту любовь по существу человек принципиально не может. Однако, после Воплощения, Воскресения, Вознесения и Пятидесятницы эта любовь через нетварные Божественные действия (энергию, свет, огонь) стала доступна христианам в Церкви. Именно через неё изливается вся полнота Божественной любви на Землю, и она может быть усвоена человеком. Никакие рассказы об этом опыте не заменят самого опыта, поэтому ап. Павел говорит про своё пребывание на третьем небе и в раю, что он слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2Кор.12:4).

Для того, чтобы самому достичь встречи с Богом, надо научиться законно подвизаться (см.2Тим.2:5). Всё Предание Церкви, включая Св. Писание, писания св. отцов, богослужение и т.д. существует для того, чтобы мы научились это делать. Можно сказать, что Предание имеет форму креста, в котором горизонтальная составляющая как раз включает всё перечисленное, а вертикальная стойка отображает наш личный живой опыт, причём опыт не каждого по отдельности, а всей христианской общины. Можно говорить и об опыте каждого человека, поскольку в общине есть люди более опытные и менее опытные. Только смирение позволяет человеку познать своё место, тогда он постепенно, делая над собой усилия (аскеза), идёт по пути обожения.

Горизонтальная перекладина креста, как бы не была прекрасна по содержанию, уже принадлежит к истории. Ап. Павел так говорит об этом:  Он (Бог) дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2Кор.3:6). Зачем же нужна нам эта историческая часть Предания? Она совершенно необходима для того, чтобы, во-первых, наметить правильные ориентиры, а, во-вторых, сверить свой опыт с историческим опытом Церкви. Святые, включая ап. Павла, были такими же людьми, как и мы. Просто Господь, находящийся вне времени, распознал их будущую ревность, и открыл в своё время им то, что они могли вместить.

Также и нас Господь знает от утробы матери и открывает нам всё, что мы можем вместить. Он хочет открыть всё, что нужно для жизни Церкви здесь и сейчас, но по нашей немощи с этим могут быть трудности. Характер этих трудностей двоякий: опасность слева, которая сейчас захлёстывает мир, — это отказ от аскезы, ослабление молитвы и поста, и опасность справа – прелестные состояния, которые сопровождаются самомнением и приводят человека к тому, что он становится неумеренным ревнителем отеческих … преданий. Ап. Павлу это не помешало обратиться после встречи с Христом (см., например, Деян.9) и стать Его ревностным служителем. Три года он в Аравии осмыслял эту встречу и учился по-новому смотреть на Писания.

Урок ап. Павла должен нас чему-то научить: именно для этого он приводит свою историю, чтобы мы поняли, что значит жить в духе и истине (Ин. 4:23), а не искать юридического союза с Писанием и с работами св. отцов. Замечено, что те, кто так делают, никогда не могут понять Писание целостно, как и того, чем жил тот или иной отец Церкви, но избирают часть, выдавая её за целое, согласно тем фантазиям, которые исходят из мира нечистых духов.

В сегодняшней Евангельской притче мы видим, что Богу неугодны наше формальное хождение «в истине». Заметьте, что богач, который не удостоился даже имени, сразу узнал Авраама. Наверняка, он следовал многим законным предписаниям, возможно, приносил жертвы, но при этом не следовал Закону и пророкам по духу. Можно смело утверждать, что почти все письменные пророки говорили о том, что, если человек ведёт неправедный образ жизни, в частности, не видит нуждающегося ближнего, неугоден Богу, а его жертвы будут ему в осуждение. Вот как пишет об этом Исайя: Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. (…) Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим (Ис.1:14,16,17,18).

Главный урок сегодняшней притчи как раз и заключается в том, что мы, православные, будем неугодны Богу, если, выходя из храма, мы не будем бороться со своими мерзостями – завистью, сребролюбием, жадностью, самомнением, жестокосердием. Если мы будем считать себя спасающимися, а других погибающими, а не наоборот, как это делали все святые, говоря с Богом от скверных устен, от мерзкого сердца, от нечистого языка, от души осквернены» (из молитвы прп. Симеона Нового Богослова), а не от фарисейской самоуверенности. Или фарисейство для нас неактуальная болезнь?

Какой же признак истинной любви, которую мы все должны стяжать? Прп. Силуан Афонский говорит, что таким признаком является любовь к своим врагам. Наши мученики молились за своих мучителей, которые делали им страшное зло: не просто лишали их жизни, но всячески издевались над ними. А мы часто не терпим малейшего укора. Это правда: если человек решиться пострадать за Христа, а не получить жизнь за отречение, то он сразу получает от Бога совершенную любовь. Она-то и даёт силы потерпеть любое мучение. Важно помнить, что навязываться на мучения нельзя. Но саму заповедь постепенного стяжания такой любви никто не отменял, живём ли мы в монастыре или в миру. Нет её ещё? Тогда надо мыслить о себе соответствующим образом: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я НИЧТО (1Кор.13:2). Только говорить о себе так не надо, это, согласно свт. Игнатию Брянчанинову, ложное смирение. Достаточно так считать про себя, и соглашаться с этим, когда другие свидетельствуют об этом.

Просмотры (10)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *