Воскресный листок. Неделя 19-ая по Пятидесятнице, пред Воздвижением (14 октября по церковному календарю)

Апостольское чтение: 2Кор. 194 зач. 11:31 – 12:9

Братия, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. 5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Евангельское чтение: Лк. 35 зач. 8:5 — 15

Сказал Господь притчу сию: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;  а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!  Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?  Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!     

В сегодняшнем апостольском чтении ап. Павел открывает о себе удивительные откровения. При этом он предупреждает всех нас, что говорить о себе хорошее, даже правду, не полезно ни для кого. Зачем же он преступает сам то, что заповедает для нас? Отметим, что сразу видно, что делает он это в виду крайней необходимости. Ведь он апостол и должен сеять слово Божие: в этом его апостольская обязанность: Ибо если я благовествую, то … это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1Кор.9:16).

Он и второе послание к Коринфянам начинает с того, что утверждает, что он благовествует не сам от себе, но послан Сами Иисусом Христом. Совершенно очевидно, что в Коринфской общине появились люди, которые выразили сомнение в его апостольском достоинстве. Теперь ради паствы ап. Павлу надо показать, что это не так, что подобно другим апостолам, он возвещает то, что ему повелено, а не собственные фантазии.

Надо ещё учитывать то, кем были Коринфяне. Только небольшая часть из них представляла иудеев в рассеяние, а большинство были вчерашние язычники. Такие, которые могли, например, узнав об откровениях ап. Павла, ещё недавно попытаться записать его в разряд «богов», как это случилось в Листре: Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение (Деян.14:11-13). Не взирая и на эту опасность ап. Павел вынужден рассказывать о себе.

Он, однако, прибегает к множеству предосторожностей. Во-первых, он сообщает о себе немногое и произошедшее очень давно. Так от Ареты, тестя Ирода, он спасался в Дамаске в самом начале своего благовествования. После обращения и крещения, вызванного чудесным явлением ему Самого Христа (см. Деян.9:3-19), он удалился в Аравию (см. Гал.1:17) на 3 года осмыслять, что же с ним произошло, и вернувшись в Дамаск начал свою проповедь. Господь сохраняет его для дальнейшей проповеди от больших опасностей. Этот эпизод научает нас, что и мы должны избегать опасностей, если это в наших силах. Восхищение на третье небо и в рай произошло много позже.

Во-вторых, ап. Павел хвалится своими немощами, пытается даже говорить о себе, как о другом человеке. Что такое третье небо и рай, одно ли это место или разные, мы сказать не можем. Можно только смело утверждать, что речь идёт о первичной реальности, которую можно познать только прямым опытом. О ней невозможно рассказать тем, кто не имеет схожего опыта. Мы видим из истории христианства, что у нас есть все средства, чтобы получить этот опыт самим, но пользуются им немногие, поскольку нам не хватает решимости следовать за Христом, как это делал ап. Павел.

Семя из притчи, это Сам воплотившийся Сын Божий, Иисус Христос, Который сеет Своё семя. Он сеет его Сам и через Своих апостолов, сеет в сердцах всех людей. Это происходит не только через проповедь, но и через Божественный Промысл, который не оставляет ни одного человека на Земле. Не всем дано понимать суть Евангелия в полноте, но только ученикам, т.е. тем, кто стремиться к Богу всем своим существом. Остальным же все открывается через притчи и через обстоятельства жизни. Почему? Это ещё одно проявление милосердия Божия: если открыть что-то в полноте тем, кто к этому не стремится, то ему придётся нелегко, когда придёт время отвечать. Если мы не веруем, то оттого, что у нас окаменелые сердца. Из такого сердца диавол легко похищает Евангельскую весть.

Представьте теперь, как нелегко придётся нам. Если мы знаем, но не смягчили свои сердца, то ответить будет просто невозможно. Если наше серце вспахано неглубоко, то мы согласны быть верующими, пока нас не настигнут искушения. Малейшие гонения, даже просто скорби – и мы отпали. Если почва нашего сердца мягкая, то и тут есть опасность – предаться наслаждениям и обольщениям временной жизни. В этом случае тоже не будет плода. И только, если мы научимся трезвиться, то будет плод, но разный: кто-то вместе с апостолом будет восхищен до третьего неба, а кому-то достанется награда попроще, но тоже через болезни и немощи, чтобы преодолеть самого опасного врага – гордость, которая может даже и апостола низвергнуть в пропасть в одно мгновение.

Просмотры (12)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *