Отрывок из книги «Моя Жизнь»

«Детские воспоминания о войне»
Автор: Мякушева Лариса Алексеевна ( 1935 г.р. )

22 июня 1941 года началась Отечественная война с Германией. На следующий день мама со мной и Лидой поехала в Сиверскую на дачу к Анне Андреевне. Что побудило ее к такой поездке, я не знаю, так как об этом ее не спрашивала. Скорей всего мама волновалась за подругу, что та с сыном сидит на даче и не знает, что случилась страшная беда. Мы приехали в Сиверскую. В пригороде уже начали рыть окопы для военных. Мы с Котькой бегали вокруг этих ям, а потом он спросил меня: « — Лялька! А ты могла бы прыгнуть в яму или трусишь ? – Я не трусиха, — ответила я. – И ничего не боюсь». И тут же прыгнула в глубокий окоп.

Костя бегал вокруг ямы, кричал, а потом, поняв, что ничем не сможет мне помочь, побежал к нашим мамам. Те прибежали и тоже ничего не смогли сделать, так как окоп был очень глубокий. Нашли какого-то мужика и , держась за руки, втроем вытащили меня из ямы. « — Ляля! Зачем ты прыгнула в окоп? – спросила мама. – Мы поспорили с Котей. Он назвал меня трусихой, а я – не трусиха, — сказала я. – В следующий раз думай, что делаешь, сказала мама. – Мало и кто что скажет… Поехали домой. »  На прощание Котька, шлепнув меня по руке, сказал: « А ты смелая, Лялька! Молодец!» Мне была приятна похвала друга, хотя мама и была другого мнения. Дома вечером нам родители не разрешали зажигать свет. Я спросила папу, почему надо сидеть без света. На что он сказал: « На наш город немцы с самолета будут бросать бомбы. Когда свет горит, дом виден и на него могут бомбу сбросить. Дом тогда загорится, понимаешь? Потому нам дали приказ вечером не зажигать свет! Поняли девочки?» Я закивала головой. Я молчала, а Лида ответила: « Я все поняла». И мы сидели без света. Мама зажигала в углу большой комнаты маленькую свечку, но все равно было темно. Нам с Лидой папа подарил деревянный складной домик. Лида его собрала, сделала красивые клумбочки из пластилина. Домик наш стоял в левом углу комнаты.

Даже вечером, в потемках, мы с Лидой играли в этом домике, кормили маленького пупсика, который там жил, укладывали его спать. Неожиданно из Москвы к нам приехал дядя Володя.  Увидев, как мы с сестрой играем в потемках, он сказал: « — Сейчас у Вас в домике будет свет.»  И дядя Володя приделал длинный шнур, к которому прикрепил малюсенькую лампочку и повесил ее внутри домика. Теперь в нашем игрушечном домике появился свет. Мы были ужасно рады этому. Даже мама перестала зажигать свечку. Мы играли, а она сидела за столом на диване и глядела на наши игры.  Начались воздушные тревоги. Дикий и громко-заунывный вой пускали по улице из репродукторов. Начиналась атака немцев на город. На дома сбрасывали бомбы. Наше ПВО, увидев приближающиеся к городу немецкие самолеты, сразу давали сигнал тревоги. Мама хватала меня с Лидой, на ходу помогая нам одеться, и мы бежали по широкой лестнице в подвал нашего дома. В подвале собиралось очень много народа. Я помню эти грустные лица людей. Все сидели в гробовом молчании.

Даже дети не плакали. Вот что было удивительно. Сидели иногда подолгу. Потом давался отбой тревоги и мы возвращались домой.  Мы бегали в подвал очень часто.  Вой воздушной тревоги постоянно звенел в ушах и однажды я стала подражать этому вою. Валюха ко мне присоединилась. Видимо, я настолько здорово имитировала этот вой, что наши мамы, схватив нас, и как всегда на ходу одев, потащили нас в подвал. Каково же было их удивление, что в подвале никого нет. Я созналась в нашей с Валюхой проделке и мне здорово попало от мамы. Правда она нас никогда не била, но ругала очень сердитым голосом. Потому мы, маленькие, старались не сердить маму, боясь ее ослушаться.

Просмотры (50)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *