Проповедь на рождество Крестителя Господня Иоанна 7 июля 2016 года

ПроповедьВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие мои, сегодня Святая Церковь чествует рождество человека, по сравнению с которым все остальные люди ниже. Ведь «не восставало между рожденных женами человека большего Иоанна Крестителя». Но удивительное дело, как бы нас немножко покоробило: родился такой человек, который выше меня. Интересно, да. А вот Господь нас утешает и говорит: «Но меньший в Царстве Небесном больше его». Это удивительное дело.

Каждому из нас даны таланты, даны возможности, даны инструменты, используя которые, мы можем стать настоящими счастливыми людьми. Так вот, использование этих инструментов в максимальном выражении, представляете, может сделать нас даже больше Иоанна Крестителя. Это удивительно. Вообще в Царстве Небесном иерархия, конечно, существует. Как звезда от звезды различествуется во славе, так же и Святой от Святого тоже, кому дано больше, кому меньше. И нам с вами тоже что-то дано, и всё это, что нам дано, мы можем раскрывать в себе с помощью того принципа, который нам Господь явил через Пророка, Предтечу, Крестителя Господня Иоанна – через покаяние.

Покаяние – средство восхождения к Богу, средство раскрытия талантов личных, у каждого они свои. Это средство сохранения благодати, средство сохранения нас от порчи, от прирожения к миру сему, лежащему во зле. Покаяние делает нас способными не осуждать, если у человека есть осуждение, значит, у него нет покаяния. Этот закон духовной жизни никогда отменить невозможно.

Так вот, в сегодняшнем чтении Апостольском мы слышали слова, апостол Павел, обращаясь к нам, говорит: «Кто ты, что судишь чужого раба? Он своему Господу стоит или падает». Этот господин, этот хозяин дал ему возможности, дал ему таланты, и не перед тобой он будет отвечать, а перед своим хозяином.

Иоанн Златоуст говорит: «Если человек осуждает другого человека, то он восхищает право и силу, достояние Сына Божиего. Потому что Ему Одному принадлежит право судить».

Наше осуждение, которое возникает само собой, как бы выплескивается из нас, свидетельствует еще вот о чем – о нашем самонадеянии. Мы стараемся за Богом идти, вроде как и Святых отцов читаем и к благодати стремимся (не знаем как, но стремимся к чему-то хорошему и к добрым делам), и если при этом у нас возникает осуждение, значит, можно сказать, что мы делаем что-то не так. И значит, и стремление наше – оно частичное и ложное, и Богу неугодное. И через осуждение Господь показывает наши скрытые грехи, те грехи, которые в нас сидят, но до поры до времени не проявляются в таком виде, как это происходит у наших ближних, несчастных.

Господь каждому дает столько, сколько Сам считает нужным. И если мы с вами не научимся спокойно относиться к недостаткам ближних, если мы будем завидовать талантам других, что вот ему много дано, а мне мало дано, то в Царствие Божие, в то состояние, в котором пребывает сейчас Святой Пророк, Предтеча, Креститель Господень Иоанн, мы с вами придти не сможем. А в Царстве Небесном люди радуются, что другим дано больше, чем им, радуются о том, что Господь – их общий Господин и Владыка – щедрый и милостивый. Человек, который научился использовать осуждение для своего спасения – человек счастливый, потому что ему это осуждение не вменяется в грех.

Итак, если мы почувствуем возмущение поступком человека, значит, нам нужно остановиться и сказать: «Так, стоп. Это итог моей жизни значит. Да? Вот, я молился, я трудился, постился, что-то там еще делал, и вот к чему я пришел – к осуждению. Это первое. Второе: я не помню своих грехов, я не иду за теми, кто идет в Царство Небесное. Потому что если бы я помнил о том, из какой глубины Господь меня извлек, и на самом деле, кем я являюсь по сути своей, потому что «по делам их узнаете их», — мы себя узнаем по своим делам. Если я это сделал – проступок совершил, значит, я такой, а не какой-нибудь. А всё доброе, что во мне есть – это всё только Божий дар. Когда на секунду Господь отнимет от меня эти дары, я буду способен на любой грех, такие грехи, которые лучше даже и не произносить. Я именно такой. Человек, когда осуждает, должен вспомнить, чтобы это не вменилось ему в грех, что тот грех, которым осуждает он человека, сидит и в нем самом, живет и в нем.

Дорогие мои, покаяние – это состояние человека, которым непрестанно восходит к Богу. И для того, чтобы нам сохранить «росу» благодати, которую Господь дал нам, несмотря на все наши беззакония и грехи, сегодня после Причастия нам нужно каждому из нас вспомнить самый постыдный грех и сказать: «Я такой. И, несмотря на то, что я такой страшный, мерзкий и предатель, Господь дает мне возможность не только по земле ходить, в храм заходить, но еще и Причастие Своего Тела и Крови Своей».

Пока мы помним, что мы ничто, Господь укрепляет нас и сохраняет нас. И после осуждения, если мы приняли осуждение – да скажем, действительно жалко их, конечно, но что поделать – они не хотят, как хотят. Вот я постарался, я помолился, я хочу быть с Богом, и Господь мне открыл. А они несчастные люди, что с них взять. Ладно, Господь с ними. Осудили потихонечку. Вот. И в этом проявилась наша самонадеянность. И Господь эту самонадеянность еще попустит, некоторые моменты. Подождет, не очнемся ли мы? Ведь осуждение на самом деле – это постоянное состояние человека. Мы его замечаем, будучи «слепыми», очень редко. Но, будучи гордыми, не святыми, мы возносимся незаметно для себя, над другими людьми. И как покоробило, что «не рождался между рожденными женами человек больше Иоанна Крестителя». Значит, действительно, Креститель родился больше, чем я. Как-то неуютно себя чувствуем. Да? Гордые и нечеловеколюбивые.

Так вот, осуждение – состояние, в котором мы пребываем постоянно. Так вот, Господь потерпит, потерпит, а потом попустит нам впасть в грех, чтобы мы очнулись. Если мы не очнемся и не придем в то состояние, в котором всегда должны находиться – в сокрушенном состоянии и смиренном, Господь попустит еще что-нибудь. И так до тех пор, пока не доведет нас до последней черты, когда нам придется испугаться и взяться за голову.

Дорогие мои, для того чтобы нам никого не осуждать и помнить о своих грехах, нам нужно почаще обращаться к Иоанну Крестителю, искренно обращаться к нему за помощью, потому что сами по себе мы ничего не можем. Аминь.

Спаси, Господи!

 

Просмотры (44)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *