Воскресная проповедь в Неделю 4-ю Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника. 10 апреля 2016 года

ПроповедьВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Доколе буду с вами? доколе терплю вы?», — сказал Господь Своим ученикам, а значит, и нам с вами.

Терпит Он нас, и здесь нужно, положа руку на сердце, сказать, что терпит именно потому, что мы — такие, какие есть. Господь терпит вместо нас страдания на Кресте, Господь претерпевает наше безобразие, наше отступление, наше предательство. И терпение Его – когда оно закончится? Знаете, Господь безконечен, и любовь Его простирается больше, чем безконечная Вселенная.

Но, однако, мы с вами можем поставить крест сами на себе. Господь-то нас терпит по любви Своей неизреченной. Но, постепенно эта мера греха – она может привести нас к конечной гибели. Наша теплохладность означает приверженность, в той или иной степени, к злу и к отцу лжи, к сатане. Приверженность эта – она выражается в том, что мы выбираем между самолюбием и молитвой, когда мы «не горим».

Сегодня память Святого Преподобного Иоанна Лествичника. Знаете, что так называется этот Святой, потому что написал «Лествицу» — восхождение от земных к небесному. Так вот, на первой ступени мы читаем: «Если почувствуешь, что потерял духовную и вожделенную теплоту, то все силы твои направь на то, чтобы ее вернуть к себе, и помни, что она возвращается теми дверями, которыми вышла». И в конце этого первого слова об отречении от жития мирского сказано: « Истинный и добрый инок (христиане – это все мы иные относительно остального мира) – это тот, кто ежедневно огонь прилагает к огню, желание к желанию, стремление к стремлению, жар к жару. Вот это называется истинные и добрые иноки, или истинные и добрые христиане.

А мы не таковы. Вот эта ложь, которая живет в каждом из нас — ей также по слову Иоанна Лествичника больше всего и лучше всего противится — страх Божий, благоговение крайнее перед Его любовью крестной, страх огорчить и обидеть Его еще раз. Страх в ту бездну греха, которую Он взял на Себя на Кресте, добавить еще что-то свое — «лепту» внести для того, чтобы Он побольше потерпел.

Доколе это будет происходить – Господь знает.

Мы с вами ходим в храмы и делаем много из того, что от нас требуется, но если мы откроем «Лествицу» на любой странице, на любом слове из 30 ступеней, мы увидим, что ничего не понятно, потому что мы другого духа. Вот эти люди, как Святой Преподобный Силуан Афонский говорит — станет разговаривать орел с петухом: «Ты знаешь, какое красивое небо, какие просторы, какая свобода там наверху!». А петух будет слушать: «А мне здесь хорошо, я хожу между кур, мне и здесь нормально», — и будет рассказывать про свои радости. И они друг друга не поймут.

Также и мы Лествичника не можем понять, потому что у нас уровень такой. Знаете, даже и то, что нам дано когда-то, оно тоже будет основанием для скорби Господа о нас. Только тогда Он всё нам откроет, скажет: «Посмотри, сколько Я тебя терпел». Род сей, сатана, источник лжи, он изгоняется молитвою, во-первых, и постом.

Во время Великого поста нам нужно усилить молитву. Давайте постараемся ее не сокращать. Я знаю, что у всех свои послушания в миру, но Великий пост служит тому, чтобы мы с вами к Богу приблизились. Приближаемся мы, во-первых, молитвою, во-вторых, постом – это как два крыла.

И пост уже проходит, уже совсем скоро будет Пасха.

Церковные установления – они очень мудрые. И Церковь снисходит к нашим немощам и предвидит наше отношение. Первую седмицу мы с вами постарались провести, и причастников было много, а потом это идет на спад, мы немощны. И вот сейчас на грядущей седмице нам предлагается эту ревность первую вспомнить. Также по Иоанну Лествичнику, который говорит, что те, кто ослабевает в самом начале пути – в начале своего отречения от жития мирского, тем потом очень сложно будет восстать, если они упадут, падение неизбежно для нас с вами. А те, кто ревностно встали на этот путь, они будут как «острым орудием уязвляемы своей прошлой ревностью, они будут вставать».

И Святая Церковь нам с вами предлагает такое острое орудие на следующей седмице – в среду, четверг и пятницу вечером богослужения будут особые, центральные для Великого поста.

В среду на Вечерне будем полностью читать Канон Андрея Критского, будем учиться у этого Святого великому покаянию. В Великий пост каждый день как-то называется.

В четверг – этот день носит название Четверг Великого канона, в этот день будем служить Литургию Преждеосвященных Даров в 18 часов вечера, так же как и в среду.

В пятницу – в связи с тем, что суббота называется Субботой Акафистов, Божию Матерь мы прославляем за Ее подвиг, в пятницу вечером будем служить Акафист «Радуйся, Невесто Неневестная» — это тот самый Акафист, который явился образцом для всех остальных Акафистов: и Святителю Спиридону, и Царственным Страстотерпцам. И все те Акафисты, которые мы так любим, они черпают себя из этого самого первого, самого главного Акафиста, так же как и вся святость Святых.

Почему мы почитаем Святых? Протестанты говорят: «Нельзя, вы же идолопоклонники». Мы прославляем Божию Матерь, потому что Она стала Матерью Бога, Святейшая Святых. И в связи с тем, что у Нее есть эта святость, Господь на весь человеческий род распространяет Истину.

Помните, как Пророк Давид говорит: «Дивен Бог во Святых Своих, Бог Израилев». «Хвалите Бога во Святых Его». И мы прославляем Бога в Святых. Так вот, источник святости всех Святых и нашей с вами святости находится в Божией Матери.

Мы будем прославлять Ее в пятницу вечером, будем читать Акафист. По Преданию Божия Матерь явилась Преподобному Сергию Радонежскому, когда он читал именно этот Акафист, именно эти слова, согласно его житию.

И суббота у нас будет не Родительская, а суббота Акафиста, этот день будет посвящен Божией Матери. Затем в субботу вечером – Всенощное бдение, за которым у нас бывает два человека с вами, вот Великий пост у нас идет, но можно сказать в два раза больше, чем в другие дни, но всё равно как-то недостаточно.

И воскресный день по обычному нашему расписанию – Литургия, а вечером в 17 часов готовимся к переживанию событий Страстной седмицы и главное – Великой пятницы, читаем Акафист Страстям Христовым – Пассию. Сегодня также ее будем служить.

Дорогие мои, спаси вас Господи! С праздником – с воскресеньем Христовым вас поздравляю. Аминь.

 

 

Просмотры (79)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *